Сформирован костяк, вокруг которого теперь предстоит выстраивать остальные структуры.

Можно найти и в чем упрекнуть главу Дзержинска, но в целом город, однозначно, меняется в лучшую сторону.

Глава Дзержинска соответствует критериям эффективности, поставленным руководством области, но в плане «любви народной» ситуация другая.

Поэтому субсидирование таких проектов окупится за счет увеличения турпотока и инвестиций.

Эксперты назвали лидером прошедшей недели заместителя губернатора Андрея Гнеушева, аутсайдером – экс-министра социальной политики региона Наталью Исаеву.

В городе необходимо строить новые концертные залы и театры, чтобы нижегородцам и туристам не было тесно.

Свыше 80 процентов нельзя получить, даже проводя самую успешную социально-экономическую политику.

В их числе и реализованные в регионе инфраструктурные проекты, и консолидация избирателей вокруг власти.
Проблема со времен Екатерины

Ситуация с подтоплением улиц во время сильных дождей в нагорной и заречной частях Нижнего Новгорода выглядит по-разному.
Заречная часть построена в местах с достаточно высоким уровнем грунтовых вод, и реальные возможности системы водоотведения и ливневой канализации не соответствуют нашим климатическим условиям. Особенно после того как в советское время был повышен уровень Чебоксарского водохранилища и уровень подпора грунтовых вод немного поднялся. Слава богу, дальнейшее повышение удалось предотвратить, поскольку для нижней части города это была бы просто катастрофа.
Здесь необходимо просто строить новую ливневую канализацию. Понятно, что сделать это на всей территории заречной части в рамках одного проекта, пусть он займет даже десять лет, вряд ли возможно. Но новые планы застройки, в том числе при освоении промзон, уже включают в себя строительство нормальной ливневки. Поэтому есть надежда, что ситуация постепенно – сначала в новых микрорайонах, потом в остальных – будет улучшаться.
Что касается верхней части города, то здесь проблема носит другой характер. Какие-то сооружения ливневой канализации здесь строились еще в конце XIX века, и в 1990-е годы была утрачена документация, касающаяся систем, с которыми сопрягалась «ливневка», построенная в советское время.
Плюс к тому серьезно изменился гидрологический режим почв, потому что раньше дороги во многих местах были вымощены булыжником, дворы были зелеными – площадь, на которой дождевая влага впитывалась, была гораздо больше. Соответственно, по водоносным подпочвенным слоям эта влага перераспределялась более-менее естественным образом.
Сейчас весь центр города закатан в асфальт и это приводит к тому, что вода собирается с огромной площади и течет по улицам вниз, создавая в пониженных местах повышенную нагрузку на ливневую канализацию. Так, на пересечении улиц Белинского и Ковалихинской после сильных дождей возникали серьезные паводки из-за того, что вода не успевала уходить в подземный коллектор. Это очень крупная проблема, но она не единична.
Так, на долгое время затянулось строительство подземного перехода на площади Лядова, где вдруг появились грунтовые воды, от которых никак не удавалось избавиться. Причиной таких проблем могут быть как забытые искусственные водоводы, так и естественные водоносные слои, путь которым преградили новые объекты с глубоким фундаментом.
В исторической части города есть очень много таких проблем, которые не имеют быстрого и однозначного решения. Видимо, надо проводить новые исследования.
Нижний Новгород построен в местах, где оползневая опасность была всегда – можно вспомнить, как сполз в Волгу целый монастырь, можно вспомнить слова Екатерины Второй: «сей город ситуацией прекрасен, а строением мерзок... все либо на боку лежит, либо близко того» – это опять же результат оползней.
Шахты в Александровском саду – видимая часть борьбы с этой опасностью, но сохранились далеко не все инженерные сооружения такого рода. В советское время для контроля за ситуацией в разных местах были заложены шурфы, по которым можно было следить за движением грунтов. Но в 1990-е годы эта система перестала финансироваться и, насколько мне известно, осталось лишь незначительное количество точек наблюдения, за которыми следит даже не инженерная защита города, а студенты строительного университета в рамках своих практических занятий. Возможно, за несколько последних лет ситуация несколько изменилась, но не кардинально.
В этом смысле дело не столько в финансировании, сколько в необходимости понять, что именно следует предпринять для недопущения таких масштабных оползней, какой несколько лет назад произошел на Лыковой дамбе.
Нижний Новгород построен на таком месте, что проблема эта была даже тогда, когда дома были невысокими и деревянными, а с нынешними сточными решетками и сплошным покрытием улиц и дворов асфальтом она становится еще более серьезной.
Есть надежда, что в рамках строительства правительственного квартала в районе Сенной на этом участке все изучат и приведут в порядок, но историческая часть города одним этим пятном не ограничивается. Поэтому нужны масштабные исследования, чтобы не сталкиваться потом с крупными неприятностями.

Даже не имея никаких шансов на победу, они могут повысить электоральную поддержку партии.